среда, 7 мая 2014 г.

Наш класс как малая группа

Наш класс можно рассмотреть с позиции малой группы: 22 человека, связанные общей деятельностью (учебной) и находящиеся в непосредственном личном общении (не учебная деятельность).
С точки зрения психологической общность можно сказать, что каждый отдельный ученик нашего класса осознает свою принадлежность к группе, осознает общность со всеми членами группы, у него развивается "мы-чувство". Поведенческая общность выражается в непосредственном взаимодействии членов группы и личном воздействии друг на друга.

Признаки:
Класс - социальная система, так как ее элементами выступают люди и возникающие между ними отношения
Класс - динамическая система, так как развитие и изменения происходят регулярно. Например, меняются члены группы, одни ученики повышают свою успеваемость, другие - понижают, очень часто меняются отношения между одноклассниками.
Класс - открытая система, так как он связан с внешней средой, испытывает ее воздействие и реагирует на них. Например, сдача экзаменов егэ/гиа. Ученики сдают экзамены, их результаты отправляются на проверку, то есть деятельность группы выходит за рамки самой группы. Или же, школьная форма. Гимназист по уставу обязан носить школьную форму, то есть за пределами малой группы установлены определенные правила и группа должна их соблюдать.

Типы групп:
Класс - реальная группа, так как это реальное существующее объединение людей, где каждый в какой-то степени общается друг с другом и взаимодействует.
Класс - первичная группа, так как между учениками происходят непосредственные контакты, они проявляются в учебном процессе, внеурочной деятельности, отношениях между одноклассниками.
Класс - формальная группа, так как создана  определенной организацией  со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. В данном случае класс создан школой, перед каждым классом стоит цель как можно лучше сдать экзамены. Для этого создаются соответственные задачи, например, выполнение домашнего задания, работа на уроке, участие в исследовательских конкурсах и другие.
Класс - референтная группа. Находясь в коллективе каждый человек следует определенным установкам, нормам поведения, которые приняты в классе. С помощью этого эталона поведения индивид может оценить себя и других. То есть значимость класса как группы формирует установки ученика.

Межличностные отношения:
В классе могут существовать как официальные так и неофициальные отношения. Например, каждый обязан выполнять домашнее задание - это официальные отношения. Но, например, неформальное общение между одноклассниками - уже неофициальные отношения.
В классе могут возникать как деловые, так и личные отношения. Первые выражаются в совместной учебной/проектной/исследовательской деятельности, вторые обусловлены симпатиями и антипатиями ученика к конкретным одноклассникам.
В классе существуют отношения по горизонтали, так как ученики занимают по отношению друг к другу равное положение.
В классе могут существовать как рациональные, так и эмоциональные отношения. Рациональность выражается в знание своего одноклассника, его конкретных черт и особенностей. Эмоциональная составляющая выражается в дружественных, любовных чувствах по отношению к своим одноклассникам, привязанности, антипатии и др.

Интеграция:
В нашем классе безусловно присутствует групповая интеграция. Мы принимаем наш коллектив как единое целое.
Первый слой выражается в непосредственных контактах учеников, при которых каждый выбирает себе партнеров близких по духу, принимает или не принимает собеседников, основываясь на эмоциональном восприятии.
Второй слой выражается непосредственно через совместную деятельность: учебную и не учебную. В зависимости от выполнения каждым членом группы своих обязанностей по отношению к другим, будет изменятся уровень интеграции группы.
Третий слой проявляется  в принятии группой единых целей. В нашем классе этими целями могут являться хорошие оценки и успешная сдача экзаменов. Но снова возможна ситуация, когда не все принимают цель группы. Это может быть связано с количеством членов группы.

Класс как группа по книге А.Н.Лутошкина "Как вести за собой"
Наш класс достиг уровня "мягкая глина". В нашем коллективе нет определенного лидера, в разных ситуациях лидером становятся разные люди. Мы нечасто работаем вместе. Тем не менее, мы умеем сплоченно и продуктивно работать, если по-настоящему увлечены делом. Безусловно, скрепляющим звеном является формальная дисциплина  и требования старших. Отношения в классе доброжелательные, но без конфликтов не обходится. Как правило, это ссоры между 2-мя людьми, которые сильно не отражаются на групповой сплоченности.
Класс разбит на группы, которые активно контактируют между собой и поддерживают приятельские отношения. 

3 комментария:

  1. >> перед каждым классом стоит цель как можно лучше сдать экзамены

    К сожалению это так и мне страшно за нашу школу. Извините нас, взрослых, за это :(

    ОтветитьУдалить
  2. >> В классе существуют отношения по горизонтали, так как ученики занимают по отношению друг к другу равное положение

    Если класс рассматривать как совокупность личностей, то наверное да. Но, чаще всего, в любом классе есть микрогруппы, что уже нарушает "равность", т.к. в микрогруппах есть лидеры ==> полкучаем "вертикальность" в микрогруппе. Да и сами микрогруппы также выстраиваются в некую "вертикаль" (точнее в сеть, в к-рой одни группы стоят "выше" других)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В конкретном моем 10В классе присутствуют именно отношения по горизонтали. Мы разбиваемся на микрогруппы, но в каждой из них нет конкретного лидера. К тому же, микрогруппы активно взаимодействуют друг с другом. В целом, в классе царят дружественные отношения и никто не ставит себя выше других.
      Но все же, если подумать, то можно найти небольшие "неравномерности".

      Удалить