четверг, 17 октября 2013 г.

Из истории русской философской мысли

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.


   Русь вместе с христианством пришли первые переводы византийских богословов. К ним можно отнести киевского митрополита Илариона (XI в.). В «Слове о законе и благодати» он развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати. Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность. Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, включая духовную культуру. Одним из интеллектуальных центров стала «ученая дружина» Петра I. В нее входили такие самобытные мыслители и крупные общественные деятели, как Ф. Прокопович, В. Н. Татищев, И. Г. Посошков, А. Д. Кантемир.
Ф. Прокопович
 
Ф. Прокопович (1681—1736 гг.)
Его философские воззрения, достаточно противоречивые, содержали новые идеи и подходы. Исследователи считают, что этот мыслитель был одним из первых в России философов-деистов — сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала самостоятельное развитие.

В. Н. Татищев (1686—1750 гг.)
В своем труде «История Российская с самых древнейших времен» он впервые, активно используя летописи и документы, стремился подняться над фактологическим изложением событий. Основой общественных изменений Татищев считал «силу человеческого разума», что, как вы знаете, весьма характерно для философов эпохи Просвещения.



А. Кантемир
А. Кантемир (1708—1744 гг.)
Его философско-сатирические стихи, притчи, басни получили похвальный отзыв Прокоповича. Среди широкого круга вопросов Кантемира особенно занимали проблемы нравственности. Он считал, что человек полностью ответствен за свои поступки.

В послепетровскую эпоху философская мысль получила дальнейшее развитие в трудах таких выдающихся мыслителей, как М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.) и А. Н. Радищев (1749—1802 гг.).
 
Ж. Ж. Руссо
Ж.Ж. Руссо обвинял современное ему общество в подавлении лучших качеств человека.

В конце XVIII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В XVIII-XIX в. шло становление научного обществознания.
А. Смит впервые изложил экономическую теорию на научном уровне.
А. Смит

Становление социологии как науки связано с именами О. Конта и Г. Спенсера.
О. Конт ввел понятие "социология". Г. Спенсер первым использовал понятия системы, института, структуры, выдвинул и обосновал идею об усложнении общественной организации.
О. Конт
Г. Спенсер

Идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы получили название утопических (благословенная страна, место, которого нет).
Идеи А. Сен-Симона и Ш. Фурье получили название утопический социализм., потому что путь к новому обществу лежал через развитие производства, науки, просвещения народа.

Марксистское учение.
Основоположники марксизма К.Маркс и Ф. Энгельс прежде всего ставили трудовую деятельность, которая будет направлена на удовлетворение материальных потребностей, также  для удовлетворения потребностей человек взаимодействует с природой и между собой, общественное бытие определяет общественное сознание. Производственные отношения- это базис общества, определяющий его надстройку: государственный строй, правовые формы, политические, философские теории,нравственные установки, религиозные воззрения.
Ф. Энгельс                                                   К. Маркс


Комментариев нет:

Отправить комментарий