среда, 25 сентября 2013 г.

Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Фома Аквинский

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

Средневековье имело своих титанов мысли. К их числу следует отнести в первую очередь Августина (354—430 гг.), создавшего учение о «Божьем Граде и Граде Земном»: в земном государстве правители назначены Богом для поддержания порядка, церковь как организация необходима для спасения души. Своего рода синтез учения Аристотеля и христианства предложил другой выдающийся мыслитель той эпохи Фома Аквинский (1225(26)—1274 гг.). Благодаря разуму человек в состоянии распознавать универсальные сущности в вещах. Универсум создан Богом, следовательно, разум и вера (откровение) существуют в неразрывной гармонии.
  Первые удары по Средневековому образу мышления нанесли Р.Бэкон и У. Оккам. Бэкон пришел к мысли о необходимости более точного разграничения ума и веры . Оккам утверждал, что реальность Бога нельзя установить логическими средствами.
     Эпоха Возрождения принесла с собой интерес к античной греческой философии, к человеку. Одним из влиятельных направлений в духовной культуре стал гуманизм. Все большее внимание стало уделяться опыту реальной жизни, его осмыслению и преобразованию. Развитие эмпирических исследований привело вскоре к исключительным успехам в области науки. Н. Коперник предложил новую астрономическую модель с Солнцем в центре планетной системы. Огромный вклад в развитие математики и естествознания внесли Г. Галилей и И. Ньютон. Наука, а не теология становится верховным авторитетом в вопросах истины.

Политика и государство: новый взгляд.

В XVI — XVII вв. появились новые варианты теории «естественного права», в частности в трудах английских философов.

Гоббс - английский философ, рассматривавший государство как договор между людьми. Повинуясь «естественному закону» — стремлению к самосохранению и удовлетворению потребностей, люди добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение общего мира и безопасности.
Томас Гоббс
Локк - Английский философ и политический мыслитель, разработавший теорию конституционной парламентской монархии, основанной на общественном договоре. В отличие от Гоббса, Локк считал, что правительству передается только некоторая часть естественных прав (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.), народ же остается безусловным сувереном (носителем верховной власти) и имеет право на восстание.
Джон Локк
Яркий период, вошедший в историю как эпоха Просвещения, выдвинул целую плеяду выдающихся мыслителей.

Вольтер - французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Признавал равенство, свободу, собственность
Руссо - французский философ-просветитель, писатель, публицист; подвергал критике современную цивилизацию, основанную на неравенстве и жестокой эксплуатации народа, и противопоставлял ей «естественное состояние», где люди были равны и свободны, не зная власти и принуждения общества. Руссо считал, что основанием неравенства явилась частная собственность, причем имущественное неравенство породило политическое, закрепленное образованием государства.
 Монтескье - автор теории о разделении власти

Марксистское учение об обществе.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс
   Из курса истории вы знаете, какие значительные изменения во всех сферах жизни произошли в государствах, вступивших в индустриальную (капиталистическую) стадию развития. Свое теоретическое объяснение этим трансформациям, свой прогноз относительно тенденций дальнейшего общественного развития дали К. Маркс (1818—1883 гг.) и Ф. Энгельс (1820—1895 гг.).  Прежде всего они отказались от господствовавшего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Признавая ее существенную роль, основоположники марксизма считали первоосновой общественной жизни и развития трудовую, производственную деятельность, направленную на удовлетворение материальных потребностей. 
Главной производительной силой любого общества являются люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками. Важную роль играют и созданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). Система общественных отношений определяется отношениями собственности на средства производства. Производительные силы и производственные отношения образуют в совокупности способ производства, который служит основой общественно-экономической формации.  Производственные отношения  — это базис общества, определяющий его надстройку:  государственный строй, правовые формы, политические, философские теории, нравственные установки, религиозные воззрения .  При этом элементы надстройки обладают относительной самостоятельностью в развитии. Классики марксизма полагали, что на смену капитализму должна прийти новая формация — коммунистическая, основанная на общественной собственности, подлинно справедливом распределении материальных благ.  Маркс и Энгельс, а затем и В. И. Ленин (1870—1924 гг.), в отличие от социалистов-утопистов, считали, что только острое классовое противоборство, социальная революция могут открыть дорогу к новому строю. При этом насилие, по их мнению, не только исторически неизбежно, но и морально оправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ на систематическое, вековое насилие господствующих классов над трудящимися.

Становление общественных наук.

      Многие столетия, как уже отмечалось, взгляды на общество, на природу формировались в рамках философии. В XVII в. естественные науки обрели самостоятельный статус. В конце XVIII—XIX в. шло становление научного обществознания.

Смит (1723—1790 гг.) - экономист и философ
Конт  (1798—1857 гг.) - французский философ, социолог, методолог , преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор
Спенсер (1820—1903 гг.) - английский философ и социолог, идеолог социал-дарвинизма.

Социально-философская мысль.

1) Марксизм 
2) Технократизм
3) Экзистенциализм


Комментариев нет:

Отправить комментарий